Все статьи о велотуризме

Первый туринг Shulz. Обзор Morning Train to Vyborg

Велосипеды
Shulz Morning Train to Vyborg – самый затяжной проект компании в их adventure линейке. Первый прототип появился еще в 2022 году, после чего активно дорабатывался. Прочитать про развитие Shulz MTV можно в отдельной статье.
В этом материале подробно разберем предсерийный велосипед, его навесное оборудование, геометрию, а так же поделимся впечатлениями на основе реальных тестов.

Рама и вилка

Рама

Рама Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Рама Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Выполнена из хромомолибденовой стали сплава 4130 со сквозной осью 142*12 мм. Казалось бы, ничего нового для тех, кто знаком с adventure велосипедами Shulz, но отличия есть:
  • Нет баттинга. Вообще. Ни двойного ни одинарного. Это положительно сказывается на прочности и стабильности рамы, но увеличивает массу
  • Присутствует термообработка. Для того, чтобы в полной мере понять, что такое термообработанные трубы, рекомендуем ознакомиться с роликом Антона Степанова – основателя бренда TSB, который производит велосипедные рамы и вилки в Санкт-Петербурге и имеет своё собственное локальное производство. Если кратко, то без термообработки трубку 19 диаметра, толщиной 1 мм повело на 17 кг давления, а аналогичную трубку с термообработкой – на 27 кг давления. В итоге 58% разницы, при условии, что в производственном процессе не было допущено ошибок
  • Верхние перья сделаны по технологии wishbone (с англ. дословно «дуга», но более подходящий термин «рогатка») – они привариваются не напрямую к подседельной трубе, а через дополнительное Т-образное соединение
  • Внутренняя проводка рубашек тросиков. Все рубашки спрятаны внутри нижней трубы и видны только в местах непосредственных соединений с переключателями или тормозным калипером
В остальном, рама максимально схожа по техническим решениям с остальными велосипедами Shulz: на верхней и нижней трубе присутствуют «косынки»; разрез подседельной трубы под зажим находится спереди; нижнее правое перо соединено с кареточным стаканом через «подкову»

Вилка

Вилка Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Вилка Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Вилка Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Вилка Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Если рама MTV довольно сильно отличается от остальных велосипедов Shulz из adventure линейки, то вилка абсолютно обычная – сделана по аналогии с Mom's Favorite – такая же сегментная, с коническими ногами, из того же сплава 4130, только имеет небустовую ось 100*15 мм и куда меньшее количество бонок: по 3 штуки на каждой ноге с внешней стороны и по 1 штуке на каждой ноге с внутренней.
Отказ от большого количества бонок обусловлен философией велосипеда – классические длиннобазные туринги куда чаще используют с передними багажниками, которые перекрывают часть бонок на вилке. Если бы бонок было столько же, сколько на Mom's Favorite, то при установке полноценного переднего багажника были бы перекрыты целых 8 бонок.

Лакокрасочное покрытие

Лакокрасочное покрытие Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Лакокрасочное покрытие Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Несмотря на заверения Shulz о улучшении лакокрасочного покрытия, на практике это не заметно. Что на Shulz Wanderer 2021 году за один поход рулевой стакан от сумок протирался до металла, что на Shulz MTV 2024 года ситуация ровно такая же.
Поэтому, если Вам важно сохранить ЛКП, сразу же после покупки необходимо проклеить защитной плёнкой рулевой стакан и места контактов рубашек с рамой и вилкой – это поможет дольше сохранять товарный вид.

Геометрия

Как мы и предполагали в изначальной статье с разбором прототипа, Shulz Morning Train to Vyborg будет довольно сильно отличаться по геометрии как и от всей adventure-линейки Shulz, так и от большинства классических турингов на Российском рынке, которых и так немного.
Так и произошло. «Утренний поезд в Выборг» может похвастаться:
  • Длинными нижними перьями 460 мм – это больше чем у Marin Four Corners, Fuji Touring, Trek 520, Format 5222, Format 5232, Kona Sutra и Pride Rocx Tour. Это значит, что велосипед отлично подойдёт для использования заднего багажника с большими боковыми сумками – стабильность в поведении и правильный центр тяжести обеспечены
  • Провисом каретки 79 мм. Каретка ниже чем у Marin Four Corners, Trek 520, Format 5222, Kona Sutra, Pride Rocx Tour и сопоставима с Fuji Touring(отличие всего на 1 мм со значением в 78 мм). Это значит, что велосипед будет еще более комфортным в дальних заездах, благодаря ощущению «внутри велосипеда»
  • Трейлом вилки 70 мм. Это не самый низкий трейл среди Турингов на Российском рынке, но он ниже, чем у всей adventure-линейки Shulz, кроме Lucky Clover. Это значит, что Morning Train to Vyborg будет самым управляемым с загруженным передом, если выбирать между ним, Wanderer'ом, Boy's Don't Cry'ем, Lone Ranger'ом и Mom's Favorit'ом
  • Несмотря на соотношение Stack/Reach, комфортной посадкой. Благодаря рулю с большим подъемом и умеренным backsweep'ом.
Геометрия Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Геометрия Shulz Morning Train to Vyborg 2024

Можно ли установить на этот велосипед руль-баран?

Да, но только людям с ростом выше 185 см. Если присмотреться параметру ETT в ростовке М, то он всего на пол сантиметра больше, чем у Wanderer в размере L, поэтому можно пытаться и пробовать.
Люди с ростом ниже 185 см – в пролёте. Возможно временно, если Shulz сделает MTV в размере S, то ситуация существенно поменяется.
Шаг в ETT у Shulz в среднем 35 мм от ростовки к ростовке, и если прикинуть:
605-35 = 570 мм – это на 5 мм больше, чем Wanderer в размере M и рама с таким ETT отлично подойдет тем, кому этот самый Wanderer в размере M немного мал, а в размере L сильно велик.

Навесное оборудование

Колёса и покрышки

Колёса Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Колёса Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Shulz не изменяет своим традициям и устанавливает на всю Adventure-линейку колёса со втулками на промышленных подшипниках и двойных ободах, подготовленных под бескамерное использование. «Утренний поезд в Выборг» не является исключением.
Бывали случаи, что задние втулки под большими нагрузками ломались, но в последние пару лет жалоб было минимум. В целом, это неплохие и довольно качественные колёса, которых хватит большинству пользователей.
  • ПЕРЕДНЯЯ ВТУЛКА – 6 болтов, 32H, 15x100 мм
  • ЗАДНЯЯ ВТУЛКА – 6 болтов, 32H, 12x142 мм
  • ОБОДА – Двойные алюминиевые, 29 мм внешняя ширна, 27 мм внутренняя ширина, подготовлены под бескамерку
Что же касается покрышек, то в 2024 году Shulz начали использовать покрышки бренда WTB. Mom's Favorite и MTV теперь оснащаются покрышками WTB Ranger, которые разработаны для сухих сыпучих грунтов и подготовленны под бескамерное использование.
  • ПОКРЫШКИ – WTB RANGER 29*2.25, TLR, 29х2.2"

Трансмиссия

Задний переключатель Shimano Cues RD-U6020
Задний переключатель Shimano Cues RD-U6020
Передний переключатель Shimano CUES FD-U6000-M, Side Swing
Передний переключатель Shimano CUES FD-U6000-M, Side Swing
Манетки Shimano CUES SL-U6000, 2x10
Манетки Shimano CUES SL-U6000, 2x10
MTV является первым велосипедом в adventure-линейке, который получил не просто трансмиссию Shimano, а новомодную «бюджетную» линейку Cues.
Но и тут без «сюрпризов» не обошлось. Из-за внутренней проводки тросиков внутри рамы и отсутствия классического упора под рубашку, Shulz установили передний переключатель класса Side Swing.
– Была ли острая необходимость в таком переключателе для классического туринга?
– Скорее нет, чем да. Нижние перья у него крайне длинные и места под стоковую покрышку с крыльями достаточно, поэтому нет смысла так усложнять конструкцию. Обычного классического переднего переключателя было бы вполне достаточно
  • ШИФТЕРЫ – Shimano CUES SL-U6000, 2x10
  • КАССЕТА – Shimano CUES CS-LG300-10, 10 скоростей, 11-39T
  • ЗАДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ – Shimano CUES RD-U6020, 10 скоростей, без муфты
  • ПЕРЕДНИЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ – Shimano CUES FD-U6000-M, подводка рубашки Side Swing
Система Prowheel MPL-501-TT, 36-22T
Система Prowheel MPL-501-TT, 36-22T
Остальная трансмиссия, уже по традиции компании Shulz, представлена фирмами Prowheel и KMC:
  • СИСТЕМА ШАТУНОВ – Prowheel MPL-501-TT, 36-22Т
  • КАРЕТКА – Prowheel, 73 мм, Hollowtech II
  • ЦЕПЬ – KMC X11, 11-ти скоростная

Тормозная система

Воу-воу, полегче, тормозная система теперь тоже от Shimano. По эффективности торможения они не дотягивают до Avid BB5, а по удобству настройки и эксплуатации уступают TRP Spyre/Spyke, но это прекрасные тормоза за свою цену – они отлично тормозят и довольно легко настраиваются.
  • ТОРМОЗА – Shimano BR-M375, дисковые механические, 160/160 мм

Руль и вынос

Руль Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Руль Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Его можно назвать неким переосмыслением той модели, которая устанавливается на Lone Ranger.
Он тоже относится к типу Klunker (или по русски – мотоциклетный руль), но имеет 2 очень важные доработки:
Геометрия руля Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Геометрия руля Shulz Morning Train to Vyborg 2024
  • Перекладину большего диаметра, благодаря чему удобно крепятся различные велосипедные аксессуары начиная от фонарей, заканчивая креплениями для телефонов и велокомпьютеров
  • Менее «круизёрскую» геометрию. Backsweep (или по русски – разворот руля в сторону ездока) и Upsweep (подъём руля) на руле MTV куда меньше, что даёт чуть более аэродинамичную посадку
Руль выполнен в сегментном стиле по аналогии с вилкой и верхними перьями рамы, подчёркивая единство велосипеда.
  • ВЫНОС – алюминиевый кованый, 40 мм, подъём 12°, стандарт 31.8
  • ГРИПСЫ – NoName, резиновые

Сиденье и подседельный штырь

Сиденье Velo VL-1A64, 280-145
Сиденье Velo VL-1A64, 280-145
Сиденье, казалось бы, точно такое же, как и на других велосипедах Shulz, – от фирмы Velo с гелевым наполнителем, – но оно имеет ширину не 135 мм, как на Lone Ranger, Mom's Favorite, Wanderer и Boy's Don't Cry, а 145 мм, что в дальней дороге добавит комфорта «пятой точке».
Подседельный штырь Shulz Morning Train to Vyborg
Подседельный штырь Shulz Morning Train to Vyborg
Подседельный штырь, что называется «подкинул сюрприз» и он отличается по диаметру от всей линейки приключенческих велосипедов Shulz. Если Lone Ranger и Mom's Favorite имеют стандарт подседельного штыря 30.9 мм, а Wanderer и Boy's Don't Cry27.2 мм, то Morning Train to Vyborg – 29.2 мм.
– Была ли острая необходимость делать не особо распространённый стандарт подседельного штыря?
– Скорее нет, чем да, но имеем, что имеем
  • ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ – алюминиевый, 350 мм, диаметр 29.2 мм
  • ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ЗАЖИМ – на болте
  • СЕДЛО – VELO VL-1A64, 280*145 мм

Настолько такое навесное оборудование надежно для затяжного туризма?

Как только мы получили велосипед на тест, один из подписчиков задал вопрос о надёжности комплектующих, устанавливаемых на MTV.
Ответ довольно прост и банален: Навесное оборудование на MTV по надежности будет примерно такое же, как и на других велосипедах Shulz, не считая Wanderer, у которого проблемы с задним переключателем тянутся с самого запуска модели в 2020 году. Возможно, Shimano Cues будет обладать немного бОльшим ресурсом, нежели трансмиссии Microshift, но всё это зависит от условий эксплуатации, манеры езды, регулярного обслуживания трансмиссии или его отсутствия.

Личные впечатления автора статьи

Автор статьи Александр Лебедев в походе на велосипеде Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Автор статьи Александр Лебедев в походе на велосипеде Shulz Morning Train to Vyborg 2024

Выбор ростовки

Мои антропометрические данные:
  • Рост: 182 см
  • Длина рук от плеча до кисти: 57.5 см
  • Длина ног в обуви от земли до полового органа: 83.6 см
  • Вес: 78 кг
Первое, о чём хотелось бы упомянуть – это ростовки – их всего 2 (M и L) и, как оказалось, мне подходят обе.
Я катался практически на всех велосипедах Shulz из приключенческой линейки и мне всегда подходил размер M. Тестовый же велосипед предоставили в размере L и я думал, что он мне будет сильно велик, а учитывая, что мне на нём ехать в поход, – удобство посадки один из самых важных критериев.
Наглядная демонстрация стендовера Shulz Morning Train to Vyborg в размере L при росте 182 см и средней комплекции
Наглядная демонстрация стендовера Shulz Morning Train to Vyborg в размере L при росте 182 см и средней комплекции
В итоге, мне с ростом 182 см и средней комплекцией было вполне удобно, но если покупать велосипед для себя, то я бы взял размер M. Причиной тому высокий стендовер – расстояние от земли до середины верхней трубы – я упираюсь «причинным местом» в верхнюю трубу при спешивании. Расстояние от подошвы обуви до «причинного места» у меня 83.6 см. Если у вас похожая длина ног, то лучше присмотреться к размеру М, если больше на сантиметров 5-7, – то L.

Реальные тесты

Велосипед тестировался на протяжении месяца и эксплуатировался в городе, а так же был испытан в полноценном ПВД:
  • Дистанция: 260 км
  • Дней в пути: 3 дня
  • Ночёвок: 2 ночёвки в палатке
  • Соотношения асфальт/грунты: 70/30 %
Экипировка велосипеда Mix&Match с передним багажником:
  • Багажник – Bontrager Front Carry Rack, алюминиевый
  • Боковые сумки – Riverside Touring, ПВХ, 14 литров
  • Нарульная сумка – Sacra Aide 3.0
  • Кормушки (фидбеги) – Nerpa L
  • Внутрирамная сумка – Velohorosho, китайский X-pac, 540 мм
  • Подседельная сумка – Acepac, Nylon 6.6, 16 литров

Мой личный велосипед для походов – кастом на базе Shulz Wanderer 2021 – именно с ним я и буду сравнивать свои ощущения.
Wanderer довольно короткий манёвренный и относительно комфортный велосипед. Такие качества достигаются благодаря раме с двойным баттингом, эксцентрикам и, в моём случае, довольно объёмной резиной на 2.1".
В условиях неспешного туризма по грунтам и гравийным дорогам, велосипед ведет себя отлично, но как только я выезжаю на асфальтовые дороги и увеличиваю скорость, у рамы и вилки начинается так называемый вобблинг. Фреймсет под грузом начинает раскачиваться при педалировании в горку, тем самым уменьшая эффективность передвижения, а с горки, при достижении скорости больше 30 км/ч, велосипед невозможно контролировать и приходится снижать скорость. Такое поведение проявлялось на разной резине с довольно высоким давлением: Panaracer Gravel King 700*43c, Schwalbe Marathon Winter 700*38c и на Vittoria Mezcal 29*2.1.
Решить проблему вобблинга вилки было довольно просто – я установил багажник, который крепится в 5-ти максимально разнесённых друг от друга точках, а вот вобблинг рамы никак побороть не получится.
После того, как я попробовал «Утренний поезд в Выборг», ощутил насколько же важна длина базы, отсутствие баттинга и термообработанная рама.
Велосипед ведёт себя:
  1. Увереннее. При педалировании в горку и затяжных спусках нет ни намёка на вобблинг рамы. Вилка скорее всего будет вести себя точно так же, как и на других велосипедах Shulz, так как не имеет термообработки, но это всё решается «правильным» багажником
  2. Стабильнее. За счет длинных перьев и низкой каретки велосипед ведет себя максимально предсказуемо в условиях размытых грунтов и песка. Если на Wanderer'е при проезде подобных участков приходится ловить велосипед – его так и норовит занести, – то на MTV можно спокойно контролировать занос.
  3. Лучше катит. Несмотря на стоковые покрышки WTB Ranger 29*2.25", MTVв стоке обладает лучшим накатом, чем мой Wanderer. И дело тут не в резине, а именно в раме – я пользовался долгое время точно такими же покрышками на своём горном велосипеде и по моим ощущениям эта резина на асфальте ведет себя просто отвратительно. Но на MTV я этого не заметил
– Вы спросите, а как же комфорт?
– На мой взгляд он достигается покрышками, вертикальной посадкой и большим количеством груза. Если ехать на MTV пустым и вкачать в покрышки максимальное давление, то да, это будет не просто дискомфортный, а адски-дискомфортный велосипед. Но, справедливости ради, он не создавался для того, чтобы ездить на нём пустым – это классический Туринг.

Что мне понравилось в велосипеде?

  • Дизайн. Для многих покажется странным, но мне понравился дизайн. Брутальный стиль аля VeloOrange Piolet с wishbone'ом, сегментной вилкой и сегментным рулём выглядят на мой личный вкус очень стильно
  • Стабильность. Велосипед отлично ведет себя с грузом на спусках и подъемах. Как и писал до этого, у него отсутствует паразитная раскачка на спусках на высокой скорости и на подъёмах при высоком каденсе, чем явно страдает мой Wanderer
  • Сбалансированность. На велосипеде нет откровенно дешевых деталей. Даже многими нелюбимых монеток и переключателей от Microshift нет. Все узлы велосипеда на промышленных подшипниках, покрышки и обода подготовлены под бескамерное использование, тормозные калиперы и трансмиссия от Shimano

Что не понравилось?

  • Отсутствие крепления под подножку. Вот тут уже не отвертеться позиционированием. Если на Wanderer, Boy's Don't Cry, Lone Ranger и Mom's Favorite еще можно понять отсутствие крепления под подножку, то Shulz MTV это непростительно. На мой взгляд такому велосипеду необходимо центральное крепление под подножку в месте контакта нижних перьев с кареткой – такое решение будет крайне сбалансированно и спокойно выдержит велосипед с двумя под завязку нагруженными багажниками
  • Внутренняя проводка. На мой взгляд она вообще не нужна классическому турингу. Да, красиво, но лишний дискомфорт при замене тросиков и рубашек такому велосипеду ни к чему
  • Передний переключатель типа Side Swing и отсутствие классического упора под рубашку. Из-за использования внутренней проводки в нижней трубе пришлось отказаться от классического переднего переключателя и классического упора под рубашку. Такое решение сужает выбор передних переключателей. В стоковом исполнении это не кажется проблемой, а вот когда в продажу поступит фреймсет, то покупателям такое нестандартное решение добавит головной боли
Крепление крыла Shulz Morning Train to Vyborg 2024
Крепление крыла Shulz Morning Train to Vyborg 2024
  • Неудобное крепление заднего полноразмерного крыла. Крепление крыла в верхней точке осуществляется на торце wishbone'а, что создает дополнительный дискомфорт при установке – крепёжный болт необходимо устанавливать с внутренней части крыла, а для этого необходимо либо полностью стравливать давление в покрышке, либо демонтировать колесо
  • Менее распространённый подседельный штырь стандарта 29.2 мм.Опять же, в стоковом велосипеде это не проблема, а вот для будущего фреймсета это не очень хорошее решение. Те, кто будут переходить на MTVс какого-либо другого велосипеда, с большей вероятностью будут иметь на руках подседельные штыри либо 30.9 мм (если это горный велосипед) либо 27.2 мм (если это гравийный велосипед)
  • Короткий вынос 40 мм в стоке. При коротком выносе и внушительно загруженном переднем багажнике наблюдается эффект маятника – когда поворачиваешь руль, а уже за ним поворачивает колесо с грузом. На практике с выносами от 60 мм и больше, такой эффект не наблюдается. Если бы я тестировал свою ростовку, то сразу же заменил бы вынос на более длинный

Сменю ли я свой фреймсет Wanderer'a на Morning Train to Vyborg?

Я хочу, чтобы мой основной туристический велосипед оставался на «баране», поэтому заменю Wanderer на MTV только в том случае, если Shulz выпустит в продажу фреймсет в размере S. Если этого не произойдет, то останусь на Wanderer.
Покупать MTV в стоке мне тоже нет необходимости, так как мой второй велосипед, – Rigid MTB на покрышках 2.6" с рулём от Mom's Favorite, – будет сильно с ним пересекаться по условиям эксплуатации.
– Купил бы я Morning Train to Vyborg, как основной туристический велосипед, если бы у меня не было никакого другого велосипеда на руках?
– Определённо, да. Несмотря на довольно внушительный список недостатков, у этого велосипеда нет полноценных конкурентов на Российском рынке, которые предлагали бы похожую геометрию и технические решения

Стоит ли переходить на Morning Train to Vyborg, если Вы обладатель Pride Rocx Tour?

На мой взгляд, не стоит. Pride Rocx Tour – это один из самых сбалансированных классических Турингов (если мы говорим о модели 2020-23 годов) на Европейском рынке. Поэтому менять его на MTV или какого-либо другого «одноклассника» нет никакого смысла.
Так как компания Pride больше не продается в РФ, Shulz MTV закрыл нишу, которую занимал Rocx Tour

Итоги

«Утренний поезд в Выборг» полностью соответствует своему назначению – это длинный, стабильный, прочный и довольно надежный велосипед, разработанный под классический туризм с двумя багажниками.
Если Вы до сих пор путешествуете/отправляетесь в велопоходы на обычных MTB с кросс-кантрийной или трейловой геометрией, то с выпуском Shulz MTV есть повод задуматься о смене велосипеда.
Для консервативной аудитории, которая не любит руль-баран, не любит байкпакинг, но при этом хочет максимально подготовленный для комфортного туризма велосипед – «Утренний поезд до Выборга» – будет отличным решением.
Если же Вы рассматриваете один велосипед «для всего», а велопоходы не стоят на первом плане, то лучше присмотреться к другим моделям Shulz с более короткой базой и более низким весом.
Вес велосипеда: 14.8 кг
Цена без учета скидок: 85400₽